Познавательное 12+

Андрей Миронов. Скользить по краю

О передаче

Андрей Миронов ушёл из жизни на взлёте, на глазах поклонников и коллег, не доиграв последний спектакль. Мы привыкли думать, что Андрей Миронов был неизлечимо болен, обречён. Но оказывается, актёра можно было спасти! Как близкие артиста проглядели его болезнь и не предотвратили трагедию? И почему он сам не боролся за свою жизнь? В фильме расскажут неизвестные ранее факты о жизни и смерти любимого актёра. Подробная информация. Авторы фильма побывали в Прибалтике, в санатории, где Миронов жил во время своих последних гастролей. В Рижском театре, где ему стало плохо на сцене, и в больнице, где он скончался. По легенде Миронов чуть ли не родился на сцене. Во время выступления известной эстрадной артистки Марии Мироновой у неё начались схватки. Через несколько часов счастливому отцу Александру Менакеру сообщили о рождении сына Андрюши. Об отношениях Миронова с мамой ходило немало легенд. Дескать, властная Мария Владимировна держала сына в ежовых рукавицах, и Андрей панически её боялся. Якобы мать могла при всех отпустить сыну хлёсткое замечание, унизить. Но всё это было не более, чем игра. На самом деле все, кто был вхож в семью Мироновых-Менакер, утверждают, что Мария Владимировна безумно любила и опекала сына. Даже чересчур. Но как же при такой гиперопеке мама не забила тревогу о здоровье сына? Дело в том, что при всей взаимной любви и уважении друг к другу - отношения в этой семье были особенные. Родители постоянно пропадали на гастролях, и вместо родительских объятий Андрюша перечитывал записки от мамы. "Не забывай делать уроки, чистить зубы...". При всей любви к сыну мама просто была не в курсе, что именно происходит с его здоровьем. А сам Андрей в те редкие моменты, когда семья собиралась вместе, демонстрировал, что он в полном порядке. Он не имел привычки жаловаться. К тому же вначале Андрей и не обращал внимания на свои проблемы. Ну, подумаешь, побаливает голова! Долгое время считалось, что Миронов и не подозревал о своем страшном диагнозе. На самом деле его о нём предупредили еще задолго до трагедии. В 1978 году, за 9 лет до своей смерти, актёр потерял сознание на сцене Ташкентского театра. Тогда Миронов несколько дней пролежал в больнице. Поначалу ташкентские врачи поставили диагноз - менингит. Но когда родные позвонили в Москву известному нейрохирургу Эдуарду Канделю и описали состояние Миронова, он на расстоянии понял, что артист перенёс кровоизлияние в мозг и, скорее всего, это следствие аневризмы головного мозга. На операцию Миронов так и не лёг. Почувствовав облегчение, актёр вернулся в свой привычный ритм съёмок, разъездов, репетиций и про грозные предупреждения врача либо забыл, либо махнул на них рукой... Миронов стал звездой после съёмок в "Бриллиантовой руке". Дальше ни одна искрометная комедия не обходилась без его участия: "Человек с бульвара капуцинов", "Будьте моим мужем", "Блондинка за углом"... Вместе с известностью пришла и уверенность в себе. В том числе и в общении с противоположным полом. Андрей сходу мог предложить малознакомой девушке руку и сердце. Он влюблялся почти в каждую партнершу. В Наталью Фатееву - на съёмках "Два плюс три", в Татьяну Егорову, с которой играл в спектакле, наконец, в Екатерину Градову - известную по роли радистки Кэт в телесериале "17 мгновений весны". Её только приняли в театр Сатиры, и девушка тут же попалась в сети Миронова. Вскоре они поженились. Но Градова не "потянула" такого мужа. Готовить, соблюдать чистоту и порядок, к которым Андрей привык с детства, а главное понимать его, отпускать и прощать - к такому девушка не была готова. Через 4 года она подала на развод. После долгого молчания Екатерина Градова дала всего несколько интервью, в которых призналась - жалеет о том, что не сохранила семью, что потеряла Андрея: "Спорила, что-то доказывала, а надо было молчать и подчиняться, ведь мужчина в семье главный". В браке с Ларисой Голубкиной подобных проблем не возникало. Отношения в новой семье строились совсем по-другому. Лариса прекрасно понимала свою миссию жены гениального артиста и была к ней готова. Всё крутилось вокруг Андрея и для Андрея. Так как же произошло, что такая заботливая жена не отправила мужа к врачу? Ведь он постоянно жаловался на головную боль! Возможно, Лариса сочла это нормальным при таких чудовищных нагрузках. И даже узнав о диагнозе, не поняла, что грозит мужу. Диагноз "аневризма" для человека, далекого от медицины, особенно в те времена, был просто набором букв. Но была и ещё одна причина, по которой Голубкина не повела мужа к врачу. В фильме Лариса признаётся, что не нашла в себе силы сообщить мужу правду о его болезни. Она прекрасно понимала, что остановить Миронова, оторвать от любимой работы, чтобы уложить на больничную койку, было просто невозможно. И Миронов продолжал жить в бешеном ритме съёмок, гастролей, репетиций. При этом успевал уделять время дочерям. Причём каждой отдельно. Две Маши - родная дочка актёра Мария от брака с Екатериной Градовой и приёмная дочка Мария от первого брака Ларисы Голубкиной со сценаристом Николаем Щербинским. Миронов никогда не забывал, как в детстве считал дни до приезда родителей в компании двух домработниц, поэтому отчаянно пытался уделить время дочерям. Ему хотелось быть для них осязаемым, настоящим. Обе Маши учились в одной школе, и когда туда наведывался их папа, начиналось настоящее столпотворение. Сегодня своими дочками актёр мог бы гордиться. Мария Миронова - ведущая актриса Театра Ленком. Внук Андрея Миронова - Андрей Удалов - тоже выбрал актёрскую профессию. Мария Голубкина снимается в кино, работает телеведущей. Имеет двоих детей: сына и дочку. Династия Мироновых продолжается. После успеха в картинах Гайдая и Рязанова Миронов надолго стал ассоциироваться с комедией. От него ждали фортелей и трюков - он послушно выдавал их много лет. Но, как и любому актёру, Миронову хотелось показать себя в серьёзной роли. Когда он впервые в театре предложил Валентину Плучеку поставить драматический спектакль, тот искренне удивился: Андрей, зачем тебе это надо? На первый взгляд, Миронов - мальчик из элитарной столичной семьи. Что он видел, какие драмы пережил? Внимательный зритель замечал глаза актёра: они всегда оставались грустными. В водевиле "Соломенная шляпка", в "Обыкновенном чуде", в "Двенадцати стульях", даже в легкой комедии "Будьте моим мужем" - в глазах Миронова читалась какая-то обречённость. Что это было? Усталость? Чувство недооцененности? Или предчувствие беды? Сегодня мы можем только гадать, почему актёр не доверился врачам. Возможно, он не верил, что всё так серьезно. Или просто решил плыть по течению - сколько отмерено, столько и проживу. Но скорее всего, он не занимался своим здоровьем, так как не хотел ни на минуту выпасть из профессии. Наверное, Миронов искренне верил, что сцена, съёмки и аплодисменты станут для него лучшим лекарством. Мол, обойдётся, забудется! Но смерть переиграть невозможно...14 августа 1987 на сцене Рижской оперы Андрей Миронов потерял сознание. Его отвезли в больницу, но помочь актёру было уже невозможно. Через год после смерти Андрея Миронова, в августе 1988 года, недалеко от литовского города Шяуляй на Горе Крестов был установлен крест Андрею Миронову. Это таинственное место, куда со всех концов мира везут кресты и крестики. По легенде, если установить крест живому человеку, он его оберегает, а если усопшему - гора даёт тому покой и умиротворение в ином мире. Андрею Миронову была предназначена короткая, но яркая жизнь. Он жил нерационально, неосторожно, разрушительно, отдавая себя зрителям без остатка. Пожалуй, нам не дано приблизиться, понять, расшифровать феномен этого гениального актёра. Андрей Миронов останется для нас загадкой, тайной, которую мы будем снова и снова пытаться разгадать, глядя в его печальные глаза.
Год
2019
Страна
Россия
Режиссёр
Георгий Ананов