Познавательное 16+
Война священная
О передаче
Вернувшись к себе после вечерней Литургии в митрополичий дом в Бауманском переулке, митрополит Сергий узнал о начале войны. Сразу же, уединившись в своём кабинете, он написал и собственноручно отпечатал на пишущей машинке "Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви". 22 июня послание было размножено и разослано по всем уголкам страны. Это было ещё до знаменитой речи Сталина, которую он начал не с привычного "товарищи", а с православных слов "братья и сестры". Официальная власть поначалу даже отказывалась верить в поддержку Православной Церкви. Ведь коммунисты до этого всеми силами боролись с религией...
Подробная информация.
Парадоксально, но именно война перевернула отношение власти к Церкви. Именно в годы войны Церковь была признана, а религия фактически узаконена в советском государстве.
Удивительна история Патриарха Пимена, который, ещё будучи монахом, с оружием в руках защищал Родину. Немыслимое дело - священник и монах стал советским офицером! В военные годы он служил под командованием генерала Ватутина. 22 июня 1941 года он встретил в ссылке. В первый раз его призвали в 30-е годы. К тому моменту он уже принял монашеский постриг и службу в армии воспринимал как грех. По некоторым данным, он дезертировал с места службы. И был осужден. Наказание отбывал в Узбекистане. Оттуда в 1941 году он был призван, отправлен на фронт. Войну закончил в звании майора.
Во время войны случалось такое, во что поверить сложно. Например, есть версия, что 8 декабря 1941 года икона Тихвинской Божией Матери совершила своего рода крестный ход на самолёте вокруг Москвы. Облет Москвы совершил главный маршал авиации Александр Голованов по личному приказу Сталина. По линии хода немцы остановились и дальше не прошли. Ведущий прошёл вокруг Казанского собора в Санкт-Петербурге крестным ходом, в котором участвовала икона Казанской Божией Матери. Эту икону и сегодня особо почитают в России (люди верят - блокада Ленинграда была прорвана именно с ее помощью).
Авторы проекта побывали в Волгограде. Перелом в Сталинградской битве начался с молебна перед этой иконой, после чего был дан сигнал к наступлению. Удивительно, но среди руин Сталинграда уцелевшим осталось одно-единственное здание - церковь в честь иконы Казанской Божией Матери.
Будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий Первый в сане митрополита все 900 дней блокады находился в Ленинграде. Он был награжден медалью "За оборону Ленинграда". Во время обстрелов и налетов он продолжал служить литургии, молебны и панихиды. Ежедневно с иконой "Знамение" крестным ходом он обходил Никольский собор, и не было случая, чтобы этот крестный ход не состоялся.
Также авторы побывали на знаменитой колокольне. Когда 27 января 1944 года стало известно о снятии блокады, верующие продолбили промерзшую землю, откопали колокола Серафимовской церкви и подняли их на колокольню. В тот день над Ленинградом впервые за несколько лет зазвучал колокольный звон, не смолкавший больше суток.
Репортаж из Елоховского собора. Это главный Патриарший собор. Именно здесь проходили интронизации Патриархов. Вечером 26 июня 1941 года на молебне о победе русского воинства митрополит Московский Сергий призвал прихожан на подвиг защиты родной земли. С того дня в соборе начался сбор пожертвований. К свечному ящику подходили люди и вносили деньги на нужды обороны страны. Примером им послужил сам митрополит Сергий, который первым снял бриллиантовый крест с клобука и отдал его в фонд Победы.
Авторы проверили ещё один слух. Говорят, Сталин дал обет (хотя уже давно не молился): если немцы Сталинград не возьмут, разрешу молиться, пусть ходят в храмы. 1943 год можно считать годом официального "потепления" отношений Сталина с православием.
Официальное признание Церкви началось с публикации в "Правде" послания митрополита Московского Сергия. 5 января 1943 года он призвал верующих жертвовать деньги на нужды фронта. Эту газету нашли.
Нижний Новгород. Центральный городской парк отдыха. Здесь находится уникальный экспонат - танк "Дмитрий Донской". Тот самый, который был построен на пожертвования верующих и священников.
4 сентября 1943 года состоялась встреча Сталина с высшими иерархами Православной Церкви. Парадоксально, но факт - верующий Пётр Первый упразднил патриархов в России, а атеист Иосиф Сталин - восстановил.
После этой встречи на руководство Патриархии "сыплются" щедрые милости - правительственный автомобиль для Патриарха, телефонная связь лично со Сталиным, но главное - в соборах возобновились службы, была открыта духовная академия и резиденция Патриарха, которая до 41-го года была посольством Германии в СССР.
Ещё один герой фильма - Алипий (Воронов). Он был художником, но, побывав на фронте, постригся в монахи и уже в 50-е годы стал настоятелем мужского Псково-Печерского монастыря, одного из крупнейших в России.
Война окончательно разрушила стену между Церковью и государством. Священники и прихожане за эти годы заслужили уважение властей. Как факт признания патриотической деятельности Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны было расценено решение правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея Ленина руководящим деятелям Церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 года.
В суровых, жесточайших условиях Православная Церковь сумела выстоять. Она вновь начала возрождаться во времена тяжелых для всего русского народа испытаний. В послевоенные годы у Церкви и Советской власти были разные отношения, но возврата к тому, что происходило в 20-30-е годы, не было уже никогда.
В фильме приняли участие: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Андрей Мазур - ветеран, Валентин Чаплин - ветеран, Ольга Васильева - руководитель Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН, Алексей Светозарский - заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной Академии, Владислав Цыпин - протоиерей, Михаил Шкаровский - ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Александр Мазырин - доктор церковной истории.
Год
2015
Страна
Россия
Режиссёр
Роман Новолокин